Главная Альгамбра Палаццо Питти Шамбор Царскосельский дворец Виндзор Фотоальбом

Царскосельский дворец

Золотые воротаЦарскосельский дворец – волшебная греза, сказочный чертог, сияющее золотое великолепие. Этот дворец, созданный Ф. Б. Растрелли, напоминает изумительной красоты драгоценность в искусной оправе. По масштабам изысканности и единству отделки фасадов и интерьеров, по гениальности пространственного, цветового и пластического решения дворец не имеет себе равных.

Фасад дворцаСвой нынешний облик дворец, как и весь дворцово-парковый ансамбль, обрел не сразу. В составе земель, освобожденных в 1707 г. от шведского владычества, была Саарская мыза ( от фин. saaris – возвышенность). Петр I подарил в 1707 г. Саарскую мызу своему фавориту Меншикову, но светлейший князь не торопился ее осваивать, и через три года землю «отписали» Екатерине, которая построила скромное двухэтажное здание. Мыза, которая при Екатерине называлась Сарским Селом, перешла по наследству цесаревне Елизавете Петровне. Придя к власти, в 1741 г. Елизавета решила преобразовать родовое гнездо. По желанию императрицы здание старых палат было сохранено, оно стало центором обновленного строения. Придворная церковьВеликая княгиня, будущая императрица Екатерина II вспоминала, что Елизавета иногда в течение двух или трех недель не выходила из личных покоев и никого не принимала. С той ночи, когда Елизавета, желая захватить власть, ворвалась в апартаменты Анны Леопольдовны, она боялась ночных переворотов, а потому часто переставляла мебель и редко спала два раза подряд на одном и том же месте. Зная богомольность императрицы, архитектор Чевакинский предложил возвести церковь, симметричную оранжерее. С дворцом их должны были соединять одноэтажные галереи, на крыше которых решено было устроить висячие сады. Но вскоре выяснилось, что их конструкция не совершенна, поэтому дворец стали переделывать, а само место назвали Царским Селом, для благозвучности.

В 1749 г. к работе приступил Ф. Б. Растрелли, и в Царском Селе стала вырастать уже не усадьба, а императорская резиденция. Дело двигалось медленно и мучительно: архитектор строил, ломал, снова строил. Так продолжалось почти до кончины императрицы. Но когда работа была завершена, восторгаться было чем. Все разрозненные части здания в руках гениального мастера превратились в единое грандиозное целое с двумя изогнутыми служебными корпусами. Парадный двор между ними зодчий окружил с трех сторон решеткой, ее украсили Золотые ворота, названные так из-за обилия золоченых детаей. Фасад дворца выдержан в итальянском вкусе. Стены лазурного цвета выигрышно оттеняют резные украшения. Над этим великолепием сверкают изящные золотые купола придворной церкви, а симметричное им противоположное, южное, крыло дворца увенчано куполом со шпилем.

СтоловаяВнутреннее убранство потрясало гостей не меньше, чем сверкающие золотом фасады: золоченая лепнина, колонны, статуи, саксонский фарфор, янтарь, бархат… Архитектор поместил вход и парадную лестницу не в центре дворца, а в южном крыле. Прежде чем попасть в анфиладу парадных залов, уходящих в какую-то сияющую золотую бесконечность, гости оказывались в антикамерах – специальных помещениях, где ожидали официального приема.

Янтарная комнатаБольше всего гостей восхищал необычностью янтарный кабинет: его стены были украшены наборными панелями из разных сортов янтаря. Эту комнату называют «восьмым чудом света». Создали чудо в Пруссии – главном центре изготовления художественных изделий из янтаря, мода на который охватила Европу в середине XVIII в. Петр I получил Янтарную комнату в качестве дипломатического подарка от короля Фридриха Вильгельма I. Сначала янтарные панно украшало стены Зимнего дворца, а потом уже с почестями их перенесли в Царское Село. В 1941 г. гитлеровцы, захватив Царское Село, переправили панно в Кенигсберг, и следы шедевра потерялись. Но сейчас по сохранившимся чертежам комната восстановлена и открыта для посетителей.

ПаркЕще до окончания возведения дворца императрица Елизавета Петровна начала заботиться о будущем парке. Жирар, приехавший в Россию при Петре I, проработал в Царском Селе вместе с Растрелли более десяти лет, занимаясь садами «петербургской Армиды». Аккуратно подстриженные деревья и кустарники образовывали «зеленые кабинеты»; симметрично расположенные пруды соединили крытые аллеи и переходы. Строгую геометрическую симметрию нарушали беломраморные и позолоченные свинцовые статуи. Последующая перестройка дворца повлекла за собой и переустройство сада. В 1745 г. начали разбивать Новый, или Верхний, сад. Нижний сад после этого стал называться Старым. Словно вычерченные по линейке коридоры Старого парка вели от затейлевого и пышно украшенного Эрмитажа, павильона, возведенного Растрелли на небольшом островке, к огромному искусственному пруду. Эрмитаж считается одним из самых своеобразных сооружений европейского барокко. В конце главной аллеи, на одной линии с Эрмитажем, вырос еще один павильон – Монбижу, не менее замечательный, чем Эрмитаж. В царствование Екатерины II стал разрабатываться проект пейзажного парка с западной стороны дворца. Перестраивала она и сам дворец, по своему вкусу и по новой моде, которую диктовал классицизм, пришедший на смену барокко. К дворцу добавили Церковный и Зубовский флигеля, возвели Холодные бани с Агатовыми комнатами и Камеронову галерею. С ансамблем дворца связано здание Лицея, открытого в Царском Селе в 1811 г., где воспитывался А. С. Пушкин. С 1949 г. в здании Лицея открыт мемориальный музей.

Hosted by uCoz