|
|||||||
Царскосельский дворецЦарскосельский дворец – волшебная греза, сказочный чертог, сияющее золотое великолепие. Этот дворец, созданный Ф. Б. Растрелли, напоминает изумительной красоты драгоценность в искусной оправе. По масштабам изысканности и единству отделки фасадов и интерьеров, по гениальности пространственного, цветового и пластического решения дворец не имеет себе равных. Свой нынешний облик дворец, как и весь дворцово-парковый ансамбль, обрел не сразу. В составе земель, освобожденных в 1707 г. от шведского владычества, была Саарская мыза ( от фин. saaris – возвышенность). Петр I подарил в 1707 г. Саарскую мызу своему фавориту Меншикову, но светлейший князь не торопился ее осваивать, и через три года землю «отписали» Екатерине, которая построила скромное двухэтажное здание. Мыза, которая при Екатерине называлась Сарским Селом, перешла по наследству цесаревне Елизавете Петровне. Придя к власти, в 1741 г. Елизавета решила преобразовать родовое гнездо. По желанию императрицы здание старых палат было сохранено, оно стало центором обновленного строения. Великая княгиня, будущая императрица Екатерина II вспоминала, что Елизавета иногда в течение двух или трех недель не выходила из личных покоев и никого не принимала. С той ночи, когда Елизавета, желая захватить власть, ворвалась в апартаменты Анны Леопольдовны, она боялась ночных переворотов, а потому часто переставляла мебель и редко спала два раза подряд на одном и том же месте. Зная богомольность императрицы, архитектор Чевакинский предложил возвести церковь, симметричную оранжерее. С дворцом их должны были соединять одноэтажные галереи, на крыше которых решено было устроить висячие сады. Но вскоре выяснилось, что их конструкция не совершенна, поэтому дворец стали переделывать, а само место назвали Царским Селом, для благозвучности. В 1749 г. к работе приступил Ф. Б. Растрелли, и в Царском Селе стала вырастать уже не усадьба, а императорская резиденция. Дело двигалось медленно и мучительно: архитектор строил, ломал, снова строил. Так продолжалось почти до кончины императрицы. Но когда работа была завершена, восторгаться было чем. Все разрозненные части здания в руках гениального мастера превратились в единое грандиозное целое с двумя изогнутыми служебными корпусами. Парадный двор между ними зодчий окружил с трех сторон решеткой, ее украсили Золотые ворота, названные так из-за обилия золоченых детаей. Фасад дворца выдержан в итальянском вкусе. Стены лазурного цвета выигрышно оттеняют резные украшения. Над этим великолепием сверкают изящные золотые купола придворной церкви, а симметричное им противоположное, южное, крыло дворца увенчано куполом со шпилем. Внутреннее убранство потрясало гостей не меньше, чем сверкающие золотом фасады: золоченая лепнина, колонны, статуи, саксонский фарфор, янтарь, бархат… Архитектор поместил вход и парадную лестницу не в центре дворца, а в южном крыле. Прежде чем попасть в анфиладу парадных залов, уходящих в какую-то сияющую золотую бесконечность, гости оказывались в антикамерах – специальных помещениях, где ожидали официального приема. Больше всего гостей восхищал необычностью янтарный кабинет: его стены были украшены наборными панелями из разных сортов янтаря. Эту комнату называют «восьмым чудом света». Создали чудо в Пруссии – главном центре изготовления художественных изделий из янтаря, мода на который охватила Европу в середине XVIII в. Петр I получил Янтарную комнату в качестве дипломатического подарка от короля Фридриха Вильгельма I. Сначала янтарные панно украшало стены Зимнего дворца, а потом уже с почестями их перенесли в Царское Село. В 1941 г. гитлеровцы, захватив Царское Село, переправили панно в Кенигсберг, и следы шедевра потерялись. Но сейчас по сохранившимся чертежам комната восстановлена и открыта для посетителей. Еще до окончания возведения дворца императрица Елизавета Петровна начала заботиться о будущем парке. Жирар, приехавший в Россию при Петре I, проработал в Царском Селе вместе с Растрелли более десяти лет, занимаясь садами «петербургской Армиды». Аккуратно подстриженные деревья и кустарники образовывали «зеленые кабинеты»; симметрично расположенные пруды соединили крытые аллеи и переходы. Строгую геометрическую симметрию нарушали беломраморные и позолоченные свинцовые статуи. Последующая перестройка дворца повлекла за собой и переустройство сада. В 1745 г. начали разбивать Новый, или Верхний, сад. Нижний сад после этого стал называться Старым. Словно вычерченные по линейке коридоры Старого парка вели от затейлевого и пышно украшенного Эрмитажа, павильона, возведенного Растрелли на небольшом островке, к огромному искусственному пруду. Эрмитаж считается одним из самых своеобразных сооружений европейского барокко. В конце главной аллеи, на одной линии с Эрмитажем, вырос еще один павильон – Монбижу, не менее замечательный, чем Эрмитаж. В царствование Екатерины II стал разрабатываться проект пейзажного парка с западной стороны дворца. Перестраивала она и сам дворец, по своему вкусу и по новой моде, которую диктовал классицизм, пришедший на смену барокко. К дворцу добавили Церковный и Зубовский флигеля, возвели Холодные бани с Агатовыми комнатами и Камеронову галерею. С ансамблем дворца связано здание Лицея, открытого в Царском Селе в 1811 г., где воспитывался А. С. Пушкин. С 1949 г. в здании Лицея открыт мемориальный музей. |