Главная Альгамбра Палаццо Питти Шамбор Царскосельский дворец Виндзор Фотоальбом

Шамбор

Трудно найти слова адекватные поэзии и философии Шамбора. Шамбор – образ Человека, его судьбы и высокого предназначения. Если Шенонсо сравнивают с нежной женщиной, то Шамбор – мужчина, атлант, ибо замок держит на плечах целый град. Шамбор своего рода модель города идеальной красоты.

Строительство Шамбора растянулось на 40 лет. Несколько архитекторов, сменяя друг друга, руководили возведением королевской мечты. Завершенный облик замка соединил традиции поздней готики и Возрождения.

Четыре угловые башни – грозные стражи, несмотря на внушительный вид, никогда не предназначались для военных действий. Подобно другим оборонительным сооружениям замка, они носят чисто декоративный характер, символизируя лишь силу королевской власти. Устремленная ввысь, свободно распланированная архитектура готики бунтует против «симметричного совершенства» итальянской классики, порываясь безумством шпилей, башен и световых фонарей. Дворец полон фантастических средневековых сирен, львов, сатиров и драконов. Вместе с тем правильные пропорции фасадов, искусное сочетание цветов и, конечно, внутреннее убранство говорят о несомненной победе итальянского Возрождения. Большие окна говорят о светском характере замка. Правда по традиции перед фасадом был ров с водой и подъемный мост, но в XVIII в. его засыпали. Особую нарядность и необычность замку придает терраса, завершающая композицию донжона. Многочисленные шпили, каменные трубы, фронтоны, богато разукрашенные, образуют как бы игрушечный городок на крыше, окруженный балюстрадой. Особенно выделяется фонарь над центральной лестницей донжона. Парадная лестницаОсобого внимания заслуживает лестница, спроектированная Леонардо да Винчи. Вписанная в башню-донжон, она состоит из двух маршей, вьющихся вокруг колонны таким образом, что два человека могут одновременно подняться по ним, не заметив друг друга. На каждом этаже лестница выходит на четыре площадки. Своды лестницы украшены инициалом «F» и саламандрами. Лестницу венчает прекрасная беседка-терраса, также явно отмеченная замыслом Леонардо. С этой террасы можно бесконечно долго любоваться колдовски невероятной кровлей замка.

Жизнь в замке то затихала на долгое время, то бурлила весельем. Монарх привозил с собой весь двор, включая министров и чиновников, королева не забывала фрейлин и пажей, а юных принцев сопровождал целый обоз воспитателей. Замки не имели постоянной обстановки, и королевское имущество текло непрерывным караваном сундуков и кроватей, столов и стульев, кресел и библиотек с редкими книгами и произведениями искусства, с тем чтобы, заняв свое место, стать частью того синтеза искусств, каким предстает общий интерьер Шамбора. На протяжении многих лет Шамбор оставался символом французской короны. Тем не менее этот замок никогда не использовался для постоянного проживания. Подсчитано, что Франциск I пробыл там за всю свою жизнь около 40 дней. Замок превратился в своеобразный престижный подарок, которым французские монархи жаловали высокопоставленных особ.

В Шамборе жил польский король Станислав Лещинский, тесть Людовика XV. Людовика XV предоставил Шамбор Морицу Саксонскому, победителю в сражении при ФОнтенуа. Во времена Первой империи замком владел любимец Наполеона маршал Бертье. Во времена Великой французской революции энтузиасты порывались разрушить замок и построить на его месте дома «для патриотов». Но замысел не осушествился. В 1821 г. Вожди роялистской партии выкупили замок и преподнесли его в дар внуку короля Карла X – последнему представителю Бурбонов, принявшему титул графа Шамборского. В 1930 г. Шамбор стал собственностью государства, и в 1947г. Его начали восстанавливать, работы продолжались около 30 лет.

Hosted by uCoz